Начнем с Казани. С ней все на удивление просто и хорошо. В ТЭО продления к Дубравной можно найти точную цифру эксплуатационной длины единственной линии после пуска этой самой Дубравной: 16.751 км. Более того, в сводной статистике Ассоциации Метро за 2018 год указана необычайно точная цифра: 16.765 км. Как видим, разница между двумя значениями составляет всего 14 метров, и обе цифры успешно округляются к 16.8 км при округлении до сотен метров. Лучше практически не бывает. Если же попытаться решить вопрос "А какая все же более правильная?", то я пожалуй всегда предпочту цифру из ТЭО нежели чем из статистики Ассоциации Метро, поскольку понятно, что при попадании в статистику информация проходит через гораздо большее число неизвестно каких рук, зачастую с ошибками, в то время как в ТЭО ее заносят напрямую технари. То есть чисто по опыту прошлых разбирательств, я принимаю цифру 16.751 км как окончательную:
КАЗАНЬ – 11 станций – 16.751 км
Далее, Нижний Новгород. Протяженности линий также были известны из ТЭО продления к Стрелке. Там правда были определенные сложности с расхождением цифр в разных местах документа, но еще тогда удалось с весьма хорошей уверенностью разобраться, какие из тех цифр были правильны, а какие ошибочны. В результате эксплуатационная протяженность Горьковско-Автозаводской линии была определена как 14.951 км, а существовавшей до пуска Стрелки части Сормовско-Мещерской линии как 3.876 км. Протяженность же нового участка Московская – Стрелка была посчитана по точнейшим схемам продления с учетом неправильных пикетов по обоим путям. Точнее неправильные пикеты были только на одном пути, но не суть. И эта цифра была определена еще в 2014 или 2015 году, когда эти схемы только появились: 3.004 км. Сложением двух цифр можно получить новую точную эксплуатационную длину Сормовско-Мещерской линии после пуска Стрелки: 6.880 км. Таким образом имеем новую разбивку по Нижнему Новгороду:
Горьковско-Автозаводская линия – 11 станций – 14.951 км
Сормовско-Мещерская линия – 5 станций – 6.880 км
НИЖНИЙ НОВГОРОД – 16 станций – 21.831 км
А теперь посмотрим в сводную статистику Ассоциации Метро и удивимся. В колонке для Нижнего Новгорода стоит эксплуатационная длина 21.82 км, всего на 11 метров отличающаяся от указанной выше цифры. Никакого подгона – так само все получилось. Так что можно с достаточно хорошей уверенностью утверждать, что разобрались-таки и с Нижним тоже.
Ну а теперь самое интересное на сегодня – Минск. С Минском мы тоже уже разбирались ранее, но сейчас появилось много новых цифр. Ранее были доступны только общие длины линий без участка Институт Культуры – Малиновка, и эти общие длины были взяты с некой схемы самого начала века. В то время как они были весьма правдоподобны и не было причин им не доверять, точные цифры по участку Институт Культуры – Малиновка отсутствовали и в буквальном смысле брались из СМИ (да-да, пришлось падать столь низко). Сейчас же появились две новые категории точных цифр: (1) пикеты всех существующих станций Минского Метро и (2) точные длины перегонов Автозаводской линии, взятые скорее всего с эксплуатационной схемы линии. Жизнь стала лучше, и жить стало веселее.
Начнем с Автозаводской линии. Здесь оказалось возможным посчитать точную эксплуатационную длину аж тремя способами: (1) по пикетам, (2) по точным длинам перегонов с эксплуатационной схемы и (3) взяв общую цифру со схемы начала века.
(1) Пикет Каменной Горки – ПК1+25, пикет Могилевской – ПК182+00. Таким образом, простым вычитанием определяем по первому методу: 18.200 – 0.125 = 18.075 км.
(2) Сложением точных длин перегонов (которые могу все привести, если у кого-то есть интерес к таким подробным данным) получаем подобную цифру по второму методу: 18.076 км.
(3) Ну и наконец на схеме начала века стояла цифра общей эксплуатационной длины 18.091 км.
Как видно, все три цифры, 18.075 км, 18.076 км и 18.091 км, очень близки, в пределах 16 метров друг от друга. Все три округляются к 18.1 км при округлении до сотен метров. Но какую из них все же выбрать за окончательную? Во-первых, первые две очень близки – разница всего 1 метр, что внушает определенное доверие. Во-вторых, первые две гораздо свежее третьей. В то время, когда третья цифра была опубликована, отдельные участки этой линии еще только строились. Ну и в-третьих, если выбирать из первых двух, то я бы наверное предпочел цифры с эксплуатационных схем, поскольку пикеты бывают неправильными, как нам хорошо известно. В данном случае это не столь важно, но по сумме факторов я останавливаюсь на цифре 18.076 км.
Теперь по Московской линии. По ней с цифрами оказалось традиционно хуже, и по участку Институт Культуры – Малиновка источник вообще есть только один – пикеты. С пикетами же здесь все оказалось очень интересно и весьма необычно. На участке Институт Культуры – Уручье пикеты растут непрерывно от нуля в депо Московское через станцию Институт Культуры (ПК18+00) к станции Уручье (ПК140+07). Соответственно, при движении на юго-запад от Института Культуры к Малиновке после прохождения нулевого пикета при обычном проектировании пикетаж бы становился "отрицательным" (т.е. с нулем перед первой цифрой пикета) и рос бы в противоположную сторону подобным же образом. Однако в Минске подошли к этому вопросу весьма нетрадиционно: в тупиках Института Культуры пикетаж сбивается на 38 км (стык: ПК14 = ПК394) и далее продолжает убывать в юго-западном направлении к Малиновке (ПК327+79). Такого я еще не видывал! Вот уж извернулись так извернулись. Независимая Беларусь с независимыми правилами работы с пикетами...
Так или иначе, но по пикетам протяженность участка Институт Культуры – Малиновка составляет (1.800 – 1.400) + (39.400 – 32.779) = 7.021 км. Других точных цифр по нему у меня нет. Но эти цифры находятся в пределах 30 метров от того, что сообщалось ранее в СМИ (6.99 км), так что все более-менее в порядке (хотя цифрам в СМИ верить заведомо нельзя). Протяженность же участка Институт Культуры – Уручье по пикетам составляет 14.007 – 1.800 = 12.207 км. Цифра же полной эксплуатационной длины этого участка взятая со схемы начала века – 12.187 км. Тут разница опять же всего 20 метров, но опять встает вопрос: Какую взять за точную? И здесь я пожалуй предпочту взять именно общую эксплуатационную длину со старой схемы, поскольку (1) пикеты бывают неправильными и (2) этот участок Московской линии был практически полностью сформирован во время опубликования этой схемы (и небольшой сбой пикетажа скорее всего находится именно на самом первом пусковом участке Минского метро, а не на участке Восток – Уручье). Таким образом, за точную эксплуатационную длину Московской линии принимается 12.187 + 7.021 = 19.208 км. Полная разбивка по Минску:
Московская линия – 15 станций – 19.208 км
Автозаводская линия – 14 станций – 18.076 км
МИНСК – 29 станций – 37.284 км
Различными комбинациями вышеупомянутых вариантов можно также получить и другие возможные значения общей протяженности системы, например 12.207 + 7.021 + 18.076 = 37.304 км или 12.187 + 7.021 + 18.091 = 37.299 км. Но! Все они в пределах 20-30 метров друг от друга, и все они округляются к 37.3 км при округлении до сотен метров, то есть расхождения весьма несущественны.
А теперь давайте взглянем на еще два источника: уже упомянутую выше статистику Ассоциации Метро за 2018 год и официальный сайт Минского Метрополитена. По первой ссылке полная эксплуатационная длина системы указана как 37.28 км, а по второй – 37.285 км. А теперь посмотрите еще раз на мою точную цифру в разбивке выше. Вы скажете: "Такого не бывает!" Бывает, друзья мои, бывает. Моя цифра оказалась отличающейся всего на 1 метр (!) от цифры на официальном сайте и полностью совпадающей с цифрой Ассоциации Метро при округлении до десятков метров (как сделано в их статистике). Причем реально так получилось, я даже не смотрел на эти сайты, когда анализировал свои цифры, подсчет был честным и непредвзятым. Таким образом, вопрос с эксплуатационной протяженностью двух существующих линий Минского метро можно считать полностью закрытым.
Тут, правда, в ближайшие пару месяцев грядет пуск первого участка третьей Зеленолужской линии в Минске, но вопрос его длины мы отложим непосредственно до пуска. Скажу лишь, что цифры уже имеются. Также мы отложим на будущее и вопрос новых длин линий в Петербургском и Московском Метрополитенах. По каждой из этих систем будут отдельные посты, возможно даже полинейно. Этот и так уже получился весьма длинным, да и разбираться с цифрами по Москве и Питеру предстоит немало. Спасибо что осилили столько букв и цифр!