yopopov (yopopov) wrote,
yopopov
yopopov

Categories:

Длины линий: Минск, Нижний Новгород, Казань

Давненько я не разбирался с эксплуатационными длинами линий метрополитенов, аж с февраля 2018 года. Причиной тому были постоянные разъезды два последних лета. В учебном же году у меня вообще ни на что нету времени. Между тем за последние два с половиной года пооткрывалось достаточно новых участков, и надо восполнять пробелы. Начнем "с малого" в прямом смысле слова – с малых метрополитенов. В 2018 году в Казани и Нижнем Новгороде открылось по одной станции: Дубравная и Стрелка, соответственно. В результате в Нижнем наконец полностью расцеплены линии, хотя Сормовско-Мещерская к сожалению так и осталась левосторонней. Плюс появились новые более точные цифры по Минску, и в преддверии пуска третьей линии надо бы окончательно разобраться с первыми двумя.

Начнем с Казани. С ней все на удивление просто и хорошо. В ТЭО продления к Дубравной можно найти точную цифру эксплуатационной длины единственной линии после пуска этой самой Дубравной: 16.751 км. Более того, в сводной статистике Ассоциации Метро за 2018 год указана необычайно точная цифра: 16.765 км. Как видим, разница между двумя значениями составляет всего 14 метров, и обе цифры успешно округляются к 16.8 км при округлении до сотен метров. Лучше практически не бывает. Если же попытаться решить вопрос "А какая все же более правильная?", то я пожалуй всегда предпочту цифру из ТЭО нежели чем из статистики Ассоциации Метро, поскольку понятно, что при попадании в статистику информация проходит через гораздо большее число неизвестно каких рук, зачастую с ошибками, в то время как в ТЭО ее заносят напрямую технари. То есть чисто по опыту прошлых разбирательств, я принимаю цифру 16.751 км как окончательную:

КАЗАНЬ – 11 станций – 16.751 км

Далее, Нижний Новгород. Протяженности линий также были известны из ТЭО продления к Стрелке. Там правда были определенные сложности с расхождением цифр в разных местах документа, но еще тогда удалось с весьма хорошей уверенностью разобраться, какие из тех цифр были правильны, а какие ошибочны. В результате эксплуатационная протяженность Горьковско-Автозаводской линии была определена как 14.951 км, а существовавшей до пуска Стрелки части Сормовско-Мещерской линии как 3.876 км. Протяженность же нового участка Московская – Стрелка была посчитана по точнейшим схемам продления с учетом неправильных пикетов по обоим путям. Точнее неправильные пикеты были только на одном пути, но не суть. И эта цифра была определена еще в 2014 или 2015 году, когда эти схемы только появились: 3.004 км. Сложением двух цифр можно получить новую точную эксплуатационную длину Сормовско-Мещерской линии после пуска Стрелки: 6.880 км. Таким образом имеем новую разбивку по Нижнему Новгороду:

Горьковско-Автозаводская линия – 11 станций – 14.951 км
Сормовско-Мещерская линия – 5 станций – 6.880 км
НИЖНИЙ НОВГОРОД – 16 станций – 21.831 км

А теперь посмотрим в сводную статистику Ассоциации Метро и удивимся. В колонке для Нижнего Новгорода стоит эксплуатационная длина 21.82 км, всего на 11 метров отличающаяся от указанной выше цифры. Никакого подгона – так само все получилось. Так что можно с достаточно хорошей уверенностью утверждать, что разобрались-таки и с Нижним тоже.

Ну а теперь самое интересное на сегодня – Минск. С Минском мы тоже уже разбирались ранее, но сейчас появилось много новых цифр. Ранее были доступны только общие длины линий без участка Институт Культуры – Малиновка, и эти общие длины были взяты с некой схемы самого начала века. В то время как они были весьма правдоподобны и не было причин им не доверять, точные цифры по участку Институт Культуры – Малиновка отсутствовали и в буквальном смысле брались из СМИ (да-да, пришлось падать столь низко). Сейчас же появились две новые категории точных цифр: (1) пикеты всех существующих станций Минского Метро и (2) точные длины перегонов Автозаводской линии, взятые скорее всего с эксплуатационной схемы линии. Жизнь стала лучше, и жить стало веселее.

Начнем с Автозаводской линии. Здесь оказалось возможным посчитать точную эксплуатационную длину аж тремя способами: (1) по пикетам, (2) по точным длинам перегонов с эксплуатационной схемы и (3) взяв общую цифру со схемы начала века.
(1) Пикет Каменной Горки – ПК1+25, пикет Могилевской – ПК182+00. Таким образом, простым вычитанием определяем по первому методу: 18.200 – 0.125 = 18.075 км.
(2) Сложением точных длин перегонов (которые могу все привести, если у кого-то есть интерес к таким подробным данным) получаем подобную цифру по второму методу: 18.076 км.
(3) Ну и наконец на схеме начала века стояла цифра общей эксплуатационной длины 18.091 км.
Как видно, все три цифры, 18.075 км, 18.076 км и 18.091 км, очень близки, в пределах 16 метров друг от друга. Все три округляются к 18.1 км при округлении до сотен метров. Но какую из них все же выбрать за окончательную? Во-первых, первые две очень близки – разница всего 1 метр, что внушает определенное доверие. Во-вторых, первые две гораздо свежее третьей. В то время, когда третья цифра была опубликована, отдельные участки этой линии еще только строились. Ну и в-третьих, если выбирать из первых двух, то я бы наверное предпочел цифры с эксплуатационных схем, поскольку пикеты бывают неправильными, как нам хорошо известно. В данном случае это не столь важно, но по сумме факторов я останавливаюсь на цифре 18.076 км.

Теперь по Московской линии. По ней с цифрами оказалось традиционно хуже, и по участку Институт Культуры – Малиновка источник вообще есть только один – пикеты. С пикетами же здесь все оказалось очень интересно и весьма необычно. На участке Институт Культуры – Уручье пикеты растут непрерывно от нуля в депо Московское через станцию Институт Культуры (ПК18+00) к станции Уручье (ПК140+07). Соответственно, при движении на юго-запад от Института Культуры к Малиновке после прохождения нулевого пикета при обычном проектировании пикетаж бы становился "отрицательным" (т.е. с нулем перед первой цифрой пикета) и рос бы в противоположную сторону подобным же образом. Однако в Минске подошли к этому вопросу весьма нетрадиционно: в тупиках Института Культуры пикетаж сбивается на 38 км (стык: ПК14 = ПК394) и далее продолжает убывать в юго-западном направлении к Малиновке (ПК327+79). Такого я еще не видывал! Вот уж извернулись так извернулись. Независимая Беларусь с независимыми правилами работы с пикетами...

Так или иначе, но по пикетам протяженность участка Институт Культуры – Малиновка составляет (1.800 – 1.400) + (39.400 – 32.779) = 7.021 км. Других точных цифр по нему у меня нет. Но эти цифры находятся в пределах 30 метров от того, что сообщалось ранее в СМИ (6.99 км), так что все более-менее в порядке (хотя цифрам в СМИ верить заведомо нельзя). Протяженность же участка Институт Культуры – Уручье по пикетам составляет 14.007 – 1.800 = 12.207 км. Цифра же полной эксплуатационной длины этого участка взятая со схемы начала века – 12.187 км. Тут разница опять же всего 20 метров, но опять встает вопрос: Какую взять за точную? И здесь я пожалуй предпочту взять именно общую эксплуатационную длину со старой схемы, поскольку (1) пикеты бывают неправильными и (2) этот участок Московской линии был практически полностью сформирован во время опубликования этой схемы (и небольшой сбой пикетажа скорее всего находится именно на самом первом пусковом участке Минского метро, а не на участке Восток – Уручье). Таким образом, за точную эксплуатационную длину Московской линии принимается 12.187 + 7.021 = 19.208 км. Полная разбивка по Минску:

Московская линия – 15 станций – 19.208 км
Автозаводская линия – 14 станций – 18.076 км
МИНСК – 29 станций – 37.284 км

Различными комбинациями вышеупомянутых вариантов можно также получить и другие возможные значения общей протяженности системы, например 12.207 + 7.021 + 18.076 = 37.304 км или 12.187 + 7.021 + 18.091 = 37.299 км. Но! Все они в пределах 20-30 метров друг от друга, и все они округляются к 37.3 км при округлении до сотен метров, то есть расхождения весьма несущественны.

А теперь давайте взглянем на еще два источника: уже упомянутую выше статистику Ассоциации Метро за 2018 год и официальный сайт Минского Метрополитена. По первой ссылке полная эксплуатационная длина системы указана как 37.28 км, а по второй – 37.285 км. А теперь посмотрите еще раз на мою точную цифру в разбивке выше. Вы скажете: "Такого не бывает!" Бывает, друзья мои, бывает. Моя цифра оказалась отличающейся всего на 1 метр (!) от цифры на официальном сайте и полностью совпадающей с цифрой Ассоциации Метро при округлении до десятков метров (как сделано в их статистике). Причем реально так получилось, я даже не смотрел на эти сайты, когда анализировал свои цифры, подсчет был честным и непредвзятым. Таким образом, вопрос с эксплуатационной протяженностью двух существующих линий Минского метро можно считать полностью закрытым.

Тут, правда, в ближайшие пару месяцев грядет пуск первого участка третьей Зеленолужской линии в Минске, но вопрос его длины мы отложим непосредственно до пуска. Скажу лишь, что цифры уже имеются. Также мы отложим на будущее и вопрос новых длин линий в Петербургском и Московском Метрополитенах. По каждой из этих систем будут отдельные посты, возможно даже полинейно. Этот и так уже получился весьма длинным, да и разбираться с цифрами по Москве и Питеру предстоит немало. Спасибо что осилили столько букв и цифр!
Tags: Казань, Минск, Нижний Новгород, метро, статистика
Subscribe

  • "Стрижи" / "Тальго"

    Состав из вагонов "Тальго" на станции King Street в Сиэтле.Тут проскочила новость, что нижегородские "Стрижи" и "Ласточки" переводятся в Москве…

  • Планы на 2021 год

    Несколько прояснились планы по московским железнодорожным пускам на этот год с появлением вот этой таблички из декабрьской презентации…

  • Минск – длины линий

    В продолжение поста о длинах линий... В преддверии грядущего на этой неделе ввода третьей линии метро, можно опубликовать точные эксплуатационные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments