yopopov (yopopov) wrote,
yopopov
yopopov

Categories:

Крымский мост

Как многие уже наверное знают, перед Новым Годом открылась железнодорожная часть Крымского моста, и соответственно мост завершен, поскольку автодорожная часть открылась еще в мае 2018-го. 23 декабря 2019 года по мосту проехал Путин, а в ночь с 24 на 25 декабря по мосту прошел первый пассажирский поезд (да-да, именно так, в ночь на католическое Рождество, видимо чтобы сделать рождественский подарок Западу). Оставляя политические аспекты моста и его открытия в стороне, остановимся на некоторых технических моментах железнодорожной инфраструктуры и попробуем разобраться, что же именно было сделано и что планируется в будущем.

Крымский мост

Протяженность самого моста составляет 19 км. Мост стал самым длинным железнодорожным мостом и Европы, и России. Мост полностью двухпутный, но пока неэлектрифицированный, поскольку с Крымской стороны электрификации между Керчью и Джанкоем нет, и на электровозах туда ездить пока просто некуда. На данный момент электрификация заканчивается в Тамани-Пассажирской, последней станции на территории Краснодарского края перед мостом. Однако электрификация на мосту предусмотрена, и официально планируется закончить электрификацию моста и западных подходов к нему вплоть до станции Багерово к 31 декабря 2020 года. Как будут выдержаны эти сроки – посмотрим через год.

Восточные подходы. Основное железнодорожное строительство происходило с восточной стороны моста, в Краснодарском крае. Там было построено и модернизировано в общей сложности более 300 км железнодорожных линий. Для ориентации ниже приведена карта железных дорог того региона по состоянию на 2012 год. Что было сделано с тех пор?

Железные дороги Краснодарского края
Железные дороги Краснодарского края. Черные линии – неэлектрифицированные, синие – электрифицированные,
тонкие – однопутные, толстые – двухпутные. Полный размер (3381 × 2377).

1. Построен новый 45-километровый двухпутный подход к мосту от станции Вышестеблиевская. (Мост идет от южной оконечности Таманского полуострова, а не от северной, т.е. не оттуда, где станция Кавказ.) Подход электрифицирован переменным током (25 кВ). На нем открыта новая пассажирская станция Тамань-Пассажирская. Также сооружена частично однопутная, частично двухпутная железнодорожная линия от станции Вышестеблиевская к новому грузовому порту Тамань на побережье Черного моря южнее города Тамани.

Вокзальчик Тамани-Пассажирской
Вокзальчик Тамани-Пассажирской

Платформы и пути Тамани-Пассажирской
Платформы и пути ее же

2. Одвухпучена, электрифицирована (25 кВ, переменный ток) и реконструирована 95-километровая линия Вышестеблиевская – Красная Стрела – Юровский – 9 км. На Вышестеблиевской построена новая пассажирская платформа. На станции 9 км создана огромная товарная станция, обслуживающая грузопотоки во все черноморские порты.

3. Электрифицировано 28-километровое ответвление от главного хода из Юровского в Анапу. На станции Гостагаевская сооружена новая пассажирская платформа. Регулярное движение электропоездов "Ласточка" в Анапу началось 30 декабря.

4. Почти полностью одвухпучена и реконструирована 111-километровая линия 9 км – Тимашевская. Между станцией Величковка и бывшим о.п. 104 км построена новая станция Гречаная. Станция создана в месте примыкания северного грузового обхода Краснодара (о котором чуть ниже). Однопутными пока остаются только два участка: короткий полуторакилометровый участок непосредственно возле станции Тимашевская и более длинный участок 9 км – Протока с мостом через реку Кубань. С весны 2019 года идут работы по строительству второго моста через Кубань и соответственно полному одвухпучиванию участка 9 км – Протока. В окончательной своей конфигурации весь участок 9 км – Гречаная будет двухпутным.

5. С севера от Краснодара еще год назад открылся новый 65-километровый грузовой обход города. Движение началось 26 декабря 2018 года, а с 6 февраля 2019 года обход введен в полноценную постоянную эксплуатацию. Новый участок полностью двухпутен и электрифицирован переменным током (25 кВ). Обход начинается на новой станции Гречаная на линии 9 км – Тимашевская и заканчивается на станции Козырьки на линии Краснодар – Тихорецкая. С обоих концов примыкания нового обхода к обеим существующим линиям реализованы посредством разноуровневых развязок без враждебных пересечений путей в одном уровне. Грузовой обход пересекает главный ход Тимашевская – Краснодар по путепроводу без развязок и съездов (глухое пересечение под прямым углом над линией главного хода). На новом обходе нет пассажирских остановочных пунктов.

6. Продолжается реконструкция и одвухпучивание и всего главного хода Краснодар – Тихорецкая и дальше на восток вплоть до самого Волгограда. Работы на этом направлении идут с 2007 года.

Таким образом, на данный момент уже имеется полностью двухпутный электрифицированный ход мост – Тамань-Пассажирская – Вышестеблиевская – Красная Стрела – Юровский – 9 км общей протяженностью порядка 140 км (не считая самого моста), далее ведется дальнейшее одвухпучивание между станциями 9 км и Протока, откуда уже идет опять же полностью двухпутный электрифицированный ход Протока – Гречаная – Козырьки общей протяженностью еще порядка 125 км. С окончанием одвухпучивания участка 9 км – Протока суммарная протяженность магистрального хода от моста до Козырьков достигнет около 300 км. По сути создан мощнейший двухпутный электрифицированный широтный ход "запад-восток" от моста в обход Краснодара и далее к Волгограду, ход во много сотен километров, причем там, где 7-10 лет назад еще ничего подобного не было.

Западные подходы. С западной стороны моста, в Крыму, сделано пока очень мало. Карта железных дорог Крыма по состоянию на 2014 год приведена ниже.

Железные дороги Украины, Крыма и Молдавии
Железные дороги Украины, Крыма и Молдавии. Зеленые линии – неэлектрифицированные, синие –
– электрифицированные, тонкие – однопутные, толстые – двухпутные. Полный размер (2487 × 1653).

Пока построен лишь короткий двухпутный участок от моста до примыкания к существующей линии Керчь – Джанкой на станции Багерово с коротким же двухпутным туннелем и новой пассажирской станцией Керчь-Южная. Станция Керчь-Южная еще не открыта для пассажиров, но согласно официальным обещаниям должна открыться к концу апреля.

Схема путевого развития станции Керчь-Южная
Полный размер (1395 × 870).

Сама линия Керчь – Джанкой на данный момент остается неэлектрифицированной и однопутной. Ее реконструкция, одвухпучивание и электрификация – это по идее следующий этап. По крайней мере именно на это выпрашивал у Путина финансирование Министр Транспорта РФ на открытии моста. Официально Министерство Транспорта планирует следующие фазы электрификации железных дорог Крыма:

1. До Багерово (так сказать, "в процессе", хотя пока и чисто формально).
2. До Владиславовки и Феодосии.
3. До Джанкоя.
4. Перевод существующей постояннотоковой сети Крыма южнее Джанкоя на переменный ток.

Движение через мост. На данный момент через мост запущены два пассажирских поезда: Санкт-Петербург – Севастополь и Москва – Симферополь. К лету география пассажирских маршрутов будет расширена:

Ожидаемые железнодорожные сообщения Крыма на лето 2020
Полный размер (897 × 1200).

Грузовые поезда должны пойти по мосту только в июле из-за неполной готовности подходов с крымской стороны моста.

Имеет смысл упомянуть, что РЖД боится санкций как огня, и подвижной состав РЖД в Крым не ездит (и именно поэтому электрификация пока заканчивается в Тамани к востоку от моста, а не в Керчи к западу от него). Для обслуживания Крыма и моста создана "независимая" Крымская Железная Дорога (КЖД), которая формально не является частью РЖД и которая принадлежит напрямую Правительству РФ. Через мост ездят только тепловозы этой самой КЖД. Пассажирские вагоны так и вообще принадлежат частной компании Гранд Сервис Экспресс, которая и обслуживает два запущенных пассажирских поезда. Билеты на пассажирские поезда в Крым также надо покупать на сайте этой компании, купить их на сайте РЖД невозможно. Более того, РЖД так боятся санкций, что даже на своих локомотивах, тягающих поезда в Крым по чисто Российской территории, закрасили логотипы РЖД:

РЖД так боятся санкций, что даже на своих локомотивах, тягающих поезда в Крым по чисто Российской территории, закрасили логотипы РЖД
Это где-то под Питером. И смех, и грех...

Видеоролики. В заключение несколько интересных видеоклипов.

Вся четырехлетняя история строительства моста в одном двух-с-половиной-минутном таймлапсе. К просмотру обязателен!

Одноминутный клип проезда по мосту из лобового окна локомотива самого первого пассажирского поезда.
Несмотря на ночь и дождь, видимость хорошая, поскольку мост прекрасно освещен и подсвечен.

Любительский пятиминутный ролик прибытия первого пассажирского поезда в Севастополь.

То же прибытие того же первого пассажирского поезда, но только с воздуха (четыре минуты).

P.S. Любое обсуждение политики и российско-украинских отношений будет беспощадно наказываться баном комментаторов, причем как с той, так и с другой стороны. Обсуждаем исключительно железные дороги, технические аспекты и инфраструктурные вопросы.

Update от 31.01.2020: Как и ожидалось, на Гранд Сервис Экспресс наложены санкции.

Update от 07.07.2020: Грузовые поезда пошли по мосту с 30 июня.
Tags: ЖД
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments