Previous Entry Share Next Entry
Новости железнодорогостроения - Часть 2
yopopov
Продолжение повествования о крупных инфраструктурных проектах на железных дорогах, законченных или заканчиваемых в 2017-2018 годах. В первой части речь шла о четырех проектах завершенных или практически завершенных в прошлом году. Во второй части речь пойдет о пяти проектах, планируемых к завершению в этом году. Как водится, часть из них скорее всего переползет в следующий год, но давайте не будем концентрироваться на точных сроках, а просто поговорим о проектах, близящихся к завершению.

5. Новые главные пути на Московском узле. Продолжается строительство новых главных путей на трех радиальных направлениях в Москве и на ветви в аэропорт Домодедово.

В частности, на протяжении многих лет шло строительство второго главного пути на участке Авиационная - Аэропорт Домодедово (карта). В преддверии ЧМ-2018, сей затянувшийся проект вроде бы буквально совсем недавно наконец был завершен. К июню также должен быть закончен и новый терминал для аэроэкспрессов в аэропорту вместо той минималистичной платформы с турникетосарайчиком, которая существовала там последние несколько лет.

На Белорусском направлении сооружаются третий и четвертый главные пути между Белорусским вокзалом и Одинцово (город и пригороды). Помимо пассажирских платформ на новых путях, в рамках этого проекта будет создана новая пересадка с Белорусского направления пригородных на станцию метро Славянский бульвар.

На Горьковском направлении строится четвертый главный путь между о.п. Карачарово и станцией Железнодорожная (город и пригороды). Точнее о.п. Карачарово будет перенесен на новое место, западнее, ближе к станции Московского Центрального Кольца (МЦК) и строящейся станции метро, и преобразован в станцию, и вот именно на этой вновь создаваемой станции и будет заканчиваться четвертый главный путь. Как часть этого проекта также сооружается и разноуровневая железнодорожная развязка с ответвлением на Балашиху возле станции Реутово, которое впоследствии будет одвупучено. По этой ссылке можно найти некоторое количество фотографий строящейся развязки, сделанных прошлым летом с коптера.

Согласно существующим планам, часть пригородных поездов Горьковского направления будет обрезана по вновь создаваемой станции Карачарово. Предполагается, что прибыв на эту станцию на электричке, пассажиры продолжат свою поездку по одной из трех линий скоростного рельсового транспорта, на которые здесь можно будет пересесть (существующее МЦК и будущие Кожуховская и Большая Кольцевая линии метро). На мой взгляд, идея совершенно порочная, поскольку ни одна из этих трех линий не будет вести в центр города, в пределы Садового кольца или хотя бы даже Кольцевой линии, и таким образом пассажиру потребуются как минимум две пересадки, чтобы попасть в центр. Нетрудно предсказать, что пригородные поезда, оборачиваемые по Карачарово, будут недогружены, в то время как прямые поезда до вокзала - перегружены. Чудес не бывает.

На Ярославском направлении строится пятый главный путь между Ярославским вокзалом и Мытищами и четвертый главный путь между Мытищами и Пушкиным (те же две карты, что и для Горьковского направления по ссылкам выше). Количество путей в существующей железнодорожной развязке главного хода с ответвлением на Подлипки-Дачные и Болшево севернее станции Мытищи также возрастет. Позднее планируется строительство и третьего главного пути на линии от Мытищ до Болшево.

Во всех случаях дополнительная пропускная способность обосновывается необходимостью большей интенсивности движения пригородных поездов и планами по существенному усилению скоростного движения на этих участках. Почти все это великолепие РЖД обещает закончить до конца этого года. Посмотрим, удастся ли осуществить эти замыслы. Реализация некоторых из этих проектов уже изрядно подзатянулась, и окончание неоднократно переносилось из года в год.

Наконец, еще одним завершаемым проектом на Московском узле является доведение до ума пересадок с Московского Центрального Кольца на радиальные направления пригородных. В частности, до конца 2018 года планируется закончить перенос ряда платформ радиальных направлений ближе к кольцу: Ленинградской на Рижском направлении, Окружной на Савеловском, Северянина на Ярославском, и уже упомянутой Карачарово на Горьковском. Помимо этого ведется строительство двух новых остановочных пунктов там, где их никогда не было: Новохохловской на Курском направлении и Варшавской на Павелецком. Во всех случаях с новых платформ будут организованы пересадки на соответствующие станции МЦК. Плюс облагораживаются существующие пересадки на НАТИ (Ленинградское направление) и Фрезере (Казанское направление).

6. Линия в аэропорт Волгограда. Менее масштабным, но не менее интересным является проект строительства железнодорожной линии в аэропорт Гумрак города Волгограда. Однопутная тупиковая линия протяженностью чуть более 2 км пройдет от существующей станции Гумрак на главном ходу к новой платформе в аэропорту (карта). Естественно линия будет электрифицирована переменным током (25 кВ), как и главный ход. И линия, и платформа в аэропорту должны быть завершены в мае этого года, до мундиаля.

Таким образом, волгоградский аэропорт Гумрак станет девятым аэропортом в России с прямой пассажирской железнодорожной связью с центром города. Остальные восемь: Шереметьево, Домодедово и Внуково в Москве, Кольцово в Екатеринбурге, Курумоч в Самаре, Кневичи во Владивостоке, Казань и Сочи. В бывшем же СССР подобные линии есть еще в Вильнюсе и Тбилиси, т.е. в сумме таких связей теперь будет насчитываться 11 штук. Для сравнения, в Штатах таких прямых связей (т.е. напрямую к авиатерминалу, без участия автобуса-челнока) на данный момент 23 штуки, а всего в Северной Америке их 25. Практически все основные аэропорты соединены с соответствующими городами скоростным рельсовым транспортом. Полный список аэропортов можно найти в этом посте. Не в пример российским, большинство из этих связей гораздо более частые, чем "несколько пар в сутки".

Отличительной особенностью движения пригородных поездов в волгоградский аэропорт станет то, что большинство маршрутов не будут заканчиваться на главном вокзале Волгоград-1, а продолжатся на юг через центр города и многочисленные районы вдоль Волги до станции Шпалопропитка в Красноармейском районе. Более того, предполагается, что поезда будут следовать со всеми остановками, делая тем самым аэропорт доступным практически из любой точки этого вытянутого города. Это является весьма положительным отходом от порочной российской традиции думать о железнодорожной связи аэропорта только с вокзалом, а не со всем городом в целом. Будем также надеяться, что частота движения поездов будет выше, чем в другие региональные аэропорты, что сделает эту линию более востребованной. Вытянутая география Волгограда весьма способствует успеху одной-единственной грамотно организованной железнодорожной линии для обслуживания всего города. Ключевое слово - "грамотно", т.е. часто и со всеми остановками, как на МЦК в Москве. В двух моих прошлых постах можно почитать о том, как надо и как не надо организовывать подобные железнодорожные связи с аэропортами.

Помимо платформы в аэропорту, в рамках этого проекта осуществляется и реконструкция вокзала Волгоград-1, которая также должна завершиться до Чемпионата Мира. Также планируется строительство новой платформы Университетская между о.п. Обувная Фабрика и о.п. Горная Поляна. Ее тоже обещают сдать в этом году, хотя скорее всего и после "события года".

7. Третий главный путь в Свердловской области. Грузо- и пассажиронапряженный участок Баженово - Косулино к востоку от Екатеринбурга находится в завершающей стадии отрехпучивания (карта). В Косулино от Транссиба отходит грузовой обход Екатеринбурга, и на восточных подходах к этому разветвлению как раз и ведется строительство нового пути. От Баженово до Гагарского третий путь уже введен в строй, на оставшихся же 10 км от Гагарского до Косулино работы завершатся в этом году.

8. Второй главный путь в Тюменской области. На протяжении последних нескольких лет осуществляется одвупучивание протяженного участка Тобольск - Сургут (карта). В прошлом году этот проект был практически завершен, и примерно 450 км из 476 км этой линии на данный момент уже двупутны. Осталось ввести в строй второй путь только на участках 504 км - Салым, Юнг-Ях - Ай-Ягун и Островная - Обский (суммарно менее 27 км). В этом году все работы должны быть завершены. Неясно только, будет ли второй мост через Обь на участке Островная - Обский или нет. На аэрофотосъемке июля 2017 года никакие работы по новому мосту не просматриваются.

Вся линия южнее Тобольска уже давно двупутна вплоть до самой станции Войновка в Тюмени. Электрификация линии Войновка - Тобольск - Сургут пока не планируется.

9. Электрификация и второй главный путь в Забайкалье. Еще один многолетний проект призван электрифицировать и одвупутить основной выход из России в Китай: 350-километровую линию Тарская - Забайкальск (карта). На данный момент линия уже полностью двупутна. Электрификация от Тарской до Оловянной (137 км) была введена в строй еще в 2011 году, а в 2012 году под напряжение была поставлена вторая часть трассы - от Оловянной до Борзи (99 км). Электрификация последнего участка, от Борзи до Забайкальска (118 км), должна быть завершена в 2019 году, т.е. несмотря на задержки, и этот проект подходит к концу. Электрификация этой линии, как и по всей Восточной и Центральной Сибири и в Китае, производится переменным током (25 кВ). С китайской стороны все уже давно закончено и электрифицировано.

Помимо этих девяти крупных проектов, на сети колеи 1520 мм идут и другие. Например, продолжается одвупучивание громадного по протяженности (642 км) участка Им. Максима Горького - Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская, которое идет уже более десяти лет, с 2007 года. Продолжается строительство и пресловутого моста в Крым, равно как и одвупучивание и электрификация подходов к нему со стороны Краснодарского края. Начаты работы по перешивке всей железнодорожной сети Сахалина с узкой колеи на общесетевой стандарт 1520 мм. Поставлены в планы на электрификацию участки Ожерелье - Елец (305 км) и Кочетовка/Мичуринск - Ртищево (265 км) в Центральной России со сроками окончания в 2022-2023 годах. Наконец, в ближайшие несколько лет должны быть реализованы и инфраструктурные планы по двум Московским Центральным Диаметрам: Лобня - Одинцово и Нахабино - Подольск. Но все эти проекты еще далеки от завершения. О них я напишу как-нибудь в другой раз.

P.S. Все железнодорожные карты, приведенные в этом посте (а также многие другие), доступны на этой странице. Условные обозначения для карт России можно посмотреть например вот здесь.

Update от 10.03.2018: В комментариях ниже написали, что в этом году также вроде бы грозятся открыть пассажирское движение по Амуро-Якутской Магистрали до Нижнего Бестяха. Нижний Бестях находится на противоположном от Якутска берегу реки Лена. Это абсолютно новая линия протяженностью 443 км, однопутная и неэлектрифицированная, построена в тяжелейших условиях вечной мерзлоты. Строительство велось на протяжении более чем 30 лет (формально - с 1985 года), с многочисленными остановками финансирования и работ. Посмотрим, завершится ли эта эпопея, как обещано.

Update от 20.05.2018: 18 мая запущено движение городских электропоездов в волгоградский аэропорт Гумрак. Одновременно открыта платформа Университетская. Подробнее читаем здесь.

  • 1
Аэропорт Гумрак, а Гурмак

Еще в Мурманске строят подход к новому порту, 50 км
http://www.advis.ru/images/9DD251F8-F0B4-984A-BE04-D71C0E195B741.jpg

> Аэропорт Гумрак, а Гурмак

Да, спасибо, у меня такое случается. Поправил в посте.

> Еще в Мурманске строят подход к новому порту, 50 км

А что известно об этом подходе? Однопутный или двупутный? Будет ли электрифицирован? В какой стадии и насколько далек от завершения? В принципе, строится-то много чего и где...

Аэропорт Гумрак, а Гурмак

Еще в Мурманске строят подход к новому порту, 50 км

Гурмак => Гумрак.

> Гурмак => Гумрак

Да, спасибо, у меня такое случается. Поправил в посте.

Между Кореновском и Тимашевской есть железная дорога? Или имеется в виду через Краснодар?

> Между Кореновском и Тимашевской есть железная дорога?

На данный момент - нет. Но в рамках этого проекта будет построен новый обход Краснодарского узла от Кореновска (а точнее от Козырьков) до Тимашевской. Обход скорее всего будет также электрифицирован, раз уж он будет частью такого мощного коридора, и раз уж там все в округе тоже электрифицировано.

Связь Смоленского направления с МЦК опять за бортом :(

Да, Белорусскому и особенно Киевскому направлениям с пересадками на МЦК крупно не повезло. Ничто не мешало передвинуть платформу Тестовская ближе к МЦК в рамках проекта строительства третьего и четвертого главных путей по Белорусскому направлению и соответственно предусмотреть еще одну станцию МЦК у пересечения (или же передвинуть Деловой центр чуть севернее или Шелепиху чуть южнее и предусмотреть второй выход для прямой пересадки на передвинутую Тестовскую), но ничего этого сделано не было. Причем с Белорусского еще хоть как-то, да можно пересесть на МЦК, пусть после 7-8 минут ходьбы по улице, а вот с Киевского - вообще никак. Вот Киевское - это действительно "за бортом".

По поводу Горьковского направления, там ещё конь не валялся. Ещё лет 5 будут возиться, если не заморозят. Далее, не всем надо в центр города, скажу больше, мало кому туда надо. После достройки обеих линий метро, это будет самый востребованный ТПУ города с отправкой рельсовым транспортом на 8 направлений сразу.

> По поводу Горьковского направления, там ещё конь не валялся. Ещё лет 5 будут возиться, если не заморозят.

РЖД с Вами не согласно, и в своих пресс-релизах до конца этого года божится четвертый путь запустить. Возможно не на всем протяжении, а частично. Как минимум между Реутово и Железнодорожной он лежит уже довольно давно. Как будет на деле - посмотрим. Я ж написал - "давайте не будем концентрироваться на точных сроках".

> Далее, не всем надо в центр города, скажу больше, мало кому туда надо.

Уж лучше молчите. Данные по пассажиропотокам с Вами совершенно не согласны. А им я верю больше, чем Вам.

> После достройки обеих линий метро, это будет самый востребованный ТПУ города с отправкой рельсовым транспортом на 8 направлений сразу.

Во-первых, как Вы насчитали 8 направлений? Вот приезжает человек на электричке из Железнодорожного. Какие 8 направлений Вы ему предлагаете? По МЦК на север и на юг - хорошо, это два. По Большой кольцевой на север и на юг - еще два. Но замечу, опять на север и опять на юг. Итого четыре, но по сути все равно два. По Кожуховской линии обратно на восток, в сторону Кожухово, т.е. практически туда, откуда он и приехал? Да, это направление вроде бы есть, но оно практически бессмысленно для большинства пассажиров. Далее, по ЖД в сторону Курского - это, конечно, замечательно, но зачем тогда электрички обрезать по Карачарово и заставлять пассажира пересаживаться в следующую электричку попутного направления по той же линии? То есть получается, что осмысленных направлений будет ну никак не восемь, а гораздо меньше. Да даже и "бессмысленных" восемь все равно не получается.

Во-вторых, "самый востребованный ТПУ города" - по Вашему на Карачарово будет более востребованный "ТПУ", чем, скажем, на Комсомольской площади с его несколькими сотнями тысяч пересаживающихся в день? Зачем официальную чушь бездумно повторять-то? Или Вы на окладе у Стройкомплекса сидите?

Edited at 2018-03-09 06:28 pm (UTC)

Чего-то нигде не могу найти, как в Волгограде будут стыковать аэроэкспресс к аэропорту. Аэропорт и так близко от жд - от терминала до путей 500 метров. Неужели будут делать отдельный путь? Скорее, перенесут пассажирскую платформу на станции. Но 500 метров как пешеходная связка - немало. Я бы в такой ситуации рассмотрел бы наверное даже перенос терминала поближе - он там всё равно строится новый.

Да, будут делать (точнее уже почти сделали) отдельный тупиковый путь к аэротерминалу. Железная дорога может быть и близка, но станция Гумрак находится юго-восточнее ближайшей точки. Путь к платформе возле аэротерминала не может начинаться на перегоне, а должен идти от станции. Именно поэтому и получается около 2 км линии. На аэрофотосъемке Гугла видно начало строительства этого пути. Платформу станции Гумрак никто никуда переносить не будет. Может разве что чуток облагородят и причешут.

Странно, что про АЯМ не написано. Вроде бы в этом году грозятся, наконец, открыть пассажирское движение до Нижнего Бестяха.

Сказать по правде - я и не знал, что в этом году АЯМ наконец заканчивают. Эта эпопея тянется уже так долго, что я просто потерял счет...

Главные пути на вокзальных ж/д ветках в Москве

User ssr referenced to your post from Главные пути на вокзальных ж/д ветках в Москве saying: [...] ссылку о текущих железнодорожных стройках в России — https://yopopov.livejournal.com/10370.html [...]

А ещё в минувшем году в телевизоре я услышал от каких-то руководителей тему тоннеля на Сахалин и последующего то ли тоннеля, то ли моста в Японию. Посчитали уже, говорят, уже хорошо подумали.

Даже если этот проект и состоится, до его реализации еще о-о-ой как далеко! А в этом посте речь лишь об уже завершаемых проектах. Все что где-то как-то планируется можно очень долго перечислять...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account