?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Новости железнодорогостроения - Часть 1
yopopov
Строительство и реконструкция являются неотъемлемой частью жизни железных дорог. На просторах сети колеи 1520 мм реализуется множество проектов различной степени сложности и важности, и за всеми ними невозможно уследить. Большинство из них достаточно мелкие или рутинные и меня не интересуют (ну какая романтика в замене шпал или латании платформ?). Однако я пытаюсь отслеживать крупные инфраструктурные проекты, которые идут годами и которые можно перечесть по пальцам. В 2017-2018 годах были закончены или будут закончены девять таких значительных строек. О них собственно и пост.

Поскольку получилось довольно много букв, разделил сей опус на две части. В первой части расскажу о четырех проектах, полностью и почти полностью завершенных в прошлом году, а во второй - о пяти, которые должны быть полностью или почти полностью завершены в этом году. Итак, часть первая.

1. Электрификация в Беларуси и Литве. На протяжении последних нескольких лет Белорусские Железные Дороги весьма активно занимались электрификацией магистральных линий. В 2013 году закончена электрификация от Осиповичей до Жлобина, а в 2016 году электрифицирован участок Жлобин - Гомель. В сентябре же прошлого года вошла в строй электрификация между Молодечно и Вильнюсом (железнодорожные карты Беларуси и Прибалтики). Точнее новая электрификация потребовалась только на 111-километровом участке от Молодечно до Новой Вильни, поскольку коротенький участок Новая Вильня - Вильнюс уже был электрифицирован ранее вместе с участком Вильнюс - Каунас.

Таким образом за последние несколько лет был создан мощный электрифицированный коридор Гомель - Минск - Вильнюс - Каунас. По сути это второй магистральный электрифицированный диаметр в Беларуси после существовавшего еще с 1980-х годов диаметра Смоленск - Орша - Минск - Брест. Вся электрификация в Беларуси и Литве, включая новые участки, только на переменном токе (25 кВ).

2. Северный обход Петербурга. Строительство северного грузового обхода Петербурга по трассе Сосново - Лосево - Каменногорск - Выборг продолжается уже много лет (карта). Реализация этого проекта началась еще до запуска скоростных поездов Аллегро между Петербургом и Хельсинки в 2010 году (и в связи с ним), но теперь она вошла в завершающую стадию. В августе прошлого года начато регулярное движение грузовых поездов на электротяге по новой двупутной линии Лосево - Каменногорск. Протяженность нового участка составляет 57 км; электрифицирован он, как и вся окружающая сеть, постоянным током (3 кВ). А с сентября эксплуатация тепловозов с грузовыми поездами на этом участке уже официально запрещена приказом РЖД, и теперь движение по нему должно осуществляться только под электротягой. Пригородные поезда по этой линии пока не пущены, поскольку строительство пассажирских платформ еще продолжается.

Помимо строительства непосредственно новой линии, закончена и реконструкция прилегающих участков нового обхода, существовавших ранее: Сосново - Лосево и Каменногорск - Выборг. В частности, между о.п. Лосево и бывшей станцией Петяярви создана новая станция Лосево-1, от которой собственно и отходит вновь построенная линия на Каменногорск, а участок Сосново - Лосево-1 одвупучен. Станция Петяярви ликвидирована и заменена на о.п.

Также завершена коренная реконструкция линии Каменногорск - Выборг (46 км). Эта линия теперь полностью электрифицирована (постоянный ток, 3 кВ) и двупутна, за исключением однопутного моста через реку Вуоксу и однопутных примыканий к главному ходу на подходах к Выборгу (южнее о.п. 2 км). В месте примыкания новой линии от Лосево, между треугольником ответвления к Светогорску и станцией Боровинка построена новая станция Каменногорск-1. Станции Ханнила и Гвардейское ликвидированы за ненадобностью и конвертированы в о.п.

3. Южный обход Петербурга. Еще дольше, уже более десятилетия, тянется эпопея и с другим глобальным проектом на петербургском железнодорожном узле - южным грузовым обходом города по трассе Мга - Новолисино - Гатчина-Товарная-Балтийская - Веймарн - Котлы-2 - Лужская-Сортировочная (карты: восток и запад). Этот проект был начат еще в далеком 2005 году, но наконец и он благополучно подходит к концу. Целью этого проекта является создание магистрального двупутного электрифицированного подхода к новому мега-порту Усть-Луга на южном берегу Финского залива, призванному стать основным российским грузовым портом на Балтийском море.

Новая станция Лужская-Сортировочная расположена на месте ликвидированных о.п. Валговицы и Кямиши и является главными воротами мега-порта. После выхода на проектную мощность она станет одной из самых больших сортировочных станций России (но не мира - самая большая сортировка в мире находится на дороге Union Pacific в Небраске, США, вот здесь, две горки, 65 и 50 путей). На этой странице выложен неплохой фотоотчет про Лужскую-Сортировочную.

Помимо нее будут еще как минимум пять других "Лужских" станций уже ближе к берегу моря в самом порту: Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Восточная, Лужская-Нефтяная, Лужская-Генеральная, и пр. Две схемы всего этого грядущего великолепия можно найти здесь: одна и другая. (Лужская-Генеральная - это так "грамотеи" из РЖД "перевели" английское слово "general", означающее "общая, обычная, повсеместная, широкая", то есть по сути это станция для грузов общего характера и широкого профиля. В их же "переводе" название станции звучит весьма угрожающе, чуть ли не как название военной базы или "генеральной линии партии".)

Линия Мга - Новолисино - Гатчина-Товарная-Балтийская - Веймарн - Котлы-2 - Лужская-Сортировочная протяженностью около 175 км была полностью одвупучена еще в 2013 или 2014 году. Электрификация к востоку от Гатчины также существовала довольно давно. Электрификация от Гатчины до Веймарна заработала в октябре 2016 года, когда дизель-электропоезда на Ивангород и Сланцы стали использовать электротягу вплоть до Веймарна. В июне же прошлого года вошла в строй электрификация между Веймарном и Лужской-Сортировочной, а с октября начата промышленная эксплуатация электрификации в полноценном грузовом движении. Таким образом, вся линия от Мги до Лужской-Сортировочной теперь полностью электрифицирована (постоянный ток, 3 кВ).

На станциях Веймарн, Кёрстово, Котлы-2 и Лужская-Сортировочная были построены пассажирские платформы, но только в Веймарне платформа используется по своему прямому назначению, поскольку между Веймарном и Лужской-Сортировочной регулярного пригородного движения пока нет (и неизвестно будет ли).

Все многочисленные Лужские станции к западу от Лужской-Сортировочной также должны быть полностью электрифицированы, таким образом позволяя осуществлять движение грузовых поездов под электротягой в буквальном смысле "с корабля на бал". Работы здесь еще идут, но также близятся к завершению.

Участки Калище - Котлы и Веймарн - Ивангород (или даже Веймарн - Нарва) изначальным проектом также предполагались к электрификации. Оба участка достаточно коротки (36-38 км каждый), и оставлять эти неэлектрифицированные островки в море электрификации не имеет смысла. В противном случае ради их обслуживания придется либо эксплуатировать тепловозы под контактным проводом, либо перецеплять локомотивы на какие-то 36-38 км. Однако ни по тому, ни по другому участку никаких конкретных строительных работ пока не начиналось, и на данный момент непонятно, будут ли планы по их электрификации воплощены в жизнь. Октябрьская Железная Дорога чрезвычайно любит гонять чадящие тепловозы под контактным проводом на протяжении сотен километров, так что тут в принципе возможен любой исход.

4. Обход Украины. В отличие от обоих обходов Петербурга, этот проект развивался стремительно. Работы были начаты только в 2014 году, а сейчас, менее чем через четыре года, стройка практически завершена. (Ага, именно, как у Маяковского: "Через четыре года здесь будет город-сад!")

Речь о магистральной железнодорожной линии Москва - Рязань - Воронеж - Ростов-на-Дону - Северный Кавказ, проходившей по территории Украины на небольшом участке на границе Воронежской и Ростовской областей (карты участка: север и юг). Любые нормальные государства конечно же просто бы договорились и эксплуатировали этот участок с обоюдной выгодой без какого-либо нового строительства, но нынешние отношения России и Украины "нормальными" назвать никак нельзя, причем ни с той, ни с другой стороны. Соответственно, Россия выложила миллиарды на строительство обхода "вражеской территории", а Украина потеряла стабильный источник дохода. В результате этой ссоры Иван Ивановича с Иваном Никифоровичем финансово пострадали обе страны, но зато мы теперь имеем абсолютно новую двупутную электрифицированную магистральную линию там, где ранее о ней никто даже и не мечтал.

Обход начинается у ранее существовавшей станции Журавка и заканчивается у вновь созданной станции Боченково (карта). Обход весьма протяженный, 123.3 км, вместо 114.7 км по старой линии. Электрификация обхода, конечно же, произведена переменным током (25 кВ), как и на старой линии. В августе прошлого года началось рабочее движение по обходу, а регулярное движение грузовых поездов началось в сентябре. В ноябре по обходу пошли первые пассажирские поезда, не имевшие остановки в Чертково. С нового же графика (с 10 декабря) на обход переведены и все остальные пассажирские поезда, а остановка в Чертково ликвидирована. Вместо этого отдельные поезда теперь останавливаются на новых станциях Зайцевка и Кутейниково. Сейчас уже все грузовые и пассажирские поезда идут по новой линии.

Новая граница Юго-Восточной и Северо-Кавказской железных дорог проходит по северной горловине станции Сохрановка, то есть практически в точности по административной границе Воронежской и Ростовской областей. Развязок на примыканиях в Журавке и Боченково не строили, просто переложили главные пути на новый ход, а путь на старую трассу сделали по отклонению.

На старой линии сохранены две пары пригородных электропоездов в день к северу от Гартмашевки и две пары пригородных электропоездов в день к югу от Чертково. Участок между Гартмашевкой и Чертково будет разобран. Участки Журавка - Гартмашевка и Чертково - Боченково сохранят электрификацию, но станут однопутными (второй путь будет демонтирован). Для двух пар в день одного пути на этих участках будет более чем достаточно.

На этом пока все. Окончание воспоследует во второй части.

P.S. Все железнодорожные карты, приведенные в этом посте (а также многие другие), доступны на этой странице. Условные обозначения для карт России можно посмотреть например вот здесь.

P.P.S. Любое обсуждение политики и российско-украинских взаимоотношений будет нещадно удаляться без каких-либо дополнительных предупреждений. Особо одиозные политические комментаторы будут баниться. Здесь обсуждаем исключительно железные дороги и транспорт.

  • 1
Северный обход Питера - для того, что бы убрать грузовые со скоростной линии Питер - Выборг?

Если у вас есть возможность, вы можете добавить какую-то информацию по этой теме в русскую Википедию, там по таким вопросам бывают большие провалы при наличии начатых статей. Скажем, такая есть статья в недоделанном виде: https://ru.wikipedia.org/wiki/Железнодорожная_линия_Лосево_—_Каменногорск

Вы знаете, я принципиально не правлю Википедию, если хотите, по идеологическим соображениям. За слова в своем посте я отвечаю, а в Википедии у меня нет никакого контроля за тем, кто там и что в последствии правит - и как при этом искажает мои слова.

Но не имею ничего против, если кто-то использует информацию из этого поста в статьях Википедии с указанием ссылки на пост как на ее источник.

(no subject) (Anonymous) Expand
Странно, что не будет ликвидирован участок Чертково-Боченково, ведь он тоже заходит на территорию Украины аж два раза.

Участок Чертково - Шептуховка действительно заходит на территорию Украины два раза, по паре километров каждый раз. Но он идет почти по самой границе, и железнодорожная насыпь фактически является границей. Кроме того, внезапная потеря этих участочков не сделает никакой погоды. Ну подумешь пару пар пригородных поездов отменят, можно подумать впервой это в России. Транзитный трафик по этой линии больше не идет, это главное, поэтому и риск почти нулевой от ее возможной внезапной потери.

Как я понимаю, на сохранении железнодорожной связи с Чертково настаивает никто иной как Министерство Обороны РФ. Более того, МО хочет строить два коротюсеньких мини-обхода этих двух мини-участков, что, на мой взягляд, является уже полным бредом. Строить обходы ради двух пар пригородных поездов в сутки - это даже не глупо, это просто преступно, это нецелевое расходование бюджетных средств. Проще вообще закрыть этот кусок ЖД и гонять автобусы в Черткого на протяжении ближайших ста лет, все равно дешевле выйдет.

Что же будет на деле - посмотрим, сам запасаюсь попкорном.

Генеральная - не потому что грамотеи из РЖД, а потому, что порт и названия давали моряки: https://ru.wikipedia.org/wiki/Генеральный_груз

А, ну может быть моряки. Но грамотеи где-то да сидят :-)

с Петяярви странно. Там и населенный пункт немаленький, и детский лагерь есть, и база отдыха. Даже маленькая ГЭС (не работала на моей памяти, на консервации).

Мне кажется Вы не поняли это предложение: "Станция Петяярви ликвидирована и заменена на о.п." О.п. - это "остановочный пункт". Различие понятий "станция" и "о.п." состоит в том, что на станции есть путевое развитие, а о.п. формально стоит на перегоне между станциями и не имеет путевого развития. То есть остановку электричек там никто не отменял, и населенный пункт, и детский лагерь, и база отдыха, все они, как и прежде, обслуживаются пригородными поездами. Станция же в данном случае ликвидирована в том смысле, что путевое развитие и пути для отстоя или пропуска встречных составов ликвидированы. А они больше и не нужны. Разъезд больше не требуется, посольку участок одвупучен. А отстой есть на вновь построенной станции Лосево-1 чуть севернее бывшей станции Петяярви. Пассажиров же никто не ущемлял. Даже наоборот, им сделали высокую современную платформу протяженностью аж 250 метров, под ДЕСЯТИвагонную электричку: https://www.google.com/maps/@60.6317411,30.1118076,191m/data=!3m1!1e3

Мда...А тем временем в Китае...

Edited at 2018-02-22 11:42 am (UTC)

С учетом того, что Китай за последние 15 лет построил больше ВСМ, чем весь остальной мир вместе взятый за всю историю ВСМ (~ 60 лет), любая страна и любая новая железнодорожная линия выглядит весьма бледно по сравнению с Китаем. Так что не надо особо комплексовать на этот счет. Я не думаю, что Вы бы хотели жить в Китае.

Надо Павелецким направлением заниматься, шнурка до сих пор нет с определённого времени. На Калязин обещали двухпутку - одни планы.

Про Московский узел будет во второй части на следующей неделе. И замечу, что здесь речь идет об уже завершенных или завершаемых проектах, а не о начинаемых, планируемых, предлагаемых, мечтаемых, и далее по списку. Об этом можно очень долго говорить, что и где нужно.

А зачем пути-то разбирать? На территории Украины кто будет разбирать? Понятно, что обход есть, но что плохого в уже существующей альтернативе?

Вот мне тоже это интересно, какой смысл? Рельсы сдать в металлолом?

  • 1